МБДОУ "ЦРР д/с "Росинка"
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМАШНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ И ЛЕПКЕЛюбая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметно-пространственной среды. Поэтому так важно для домашних занятий рисованием и лепкой правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества. В первую очередь родителей необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша. Итак, для рисования, прежде всего потребуется бумага - листы из альбомов для рисования и листы большого формата: ватман или оставшиеся после ремонта рулоны обоев. На такой бумаги ребёнку удобно рисовать и карандашами , и красками: она не промокает и не коробится , как тонкая бумага или тетрадные листы. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки. Позаботьтесь о форме листа бумаги. Это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких- либо предметов: посуды (чашка, чайник), одежды (платье, брюки, рубашка), головных уборов (шапка, шляпа) и т.д. Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нем гуашь (интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски). Затем окуните туда поролоновую губку, слегка отожмите её и равномерно нанесите разведенную гуашь на лист бумаги, направляя руку, справа налево. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё. Первые краски, с которыми знакомится малыш,- гуашь. Для малышей это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный цвет краски. Для начала малышу достаточно четырёх-шести цветов, а затем можно дать ему весь набор красок. Гуашь- это кроющая, непрозрачная краска, поэтому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой до консистенции сметаны. Покупая в магазине кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке. Чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти - плоские или круглые (№ 18-20). Для малышей лучше выбрать специальные кисти – круглые, с длинным ворсом и толстой конусообразной скругленной ручкой. Не забудьте о банке с водой для промывания кисти, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также о подставке, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование. Наиболее распространенным изобразительным материалом являются цветные карандаши. В коробке их может быть 6, 12 или 24 штуки. Малышу лучше всего рисовать мягкими цветными или графитными (простыми) карандашами. Ребёнку удобно брать в руки и удерживать толстые карандаши (диаметром 8-12мм). Предложите малышу выбрать один из трёх – четырёх карандашей и рассмотреть его. Обратите его внимание на то, что у карандаша с одной стороны плоская поверхность, а с другой острый кончик, который оставляет след на бумаге. Карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Малыш может взять предложенный карандаш в кулачок, держать его «щепотью» или зажать двумя пальцами- не торопите его взять карандаш правильно. Постепенно он сам или с вашей помощью научится держать его большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным. Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан после рисования. Для рисования ребёнку можно давать и пастель – короткие палочки различных матовых цветов. В коробке их обычно бывает 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно - мелки ломкие, хрупкие, требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью – закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкают, легко облетают. Хранят пастельные работы в папке, переложив их тонкой бумагой. Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши – тоньше и длиннее. Ими легко и мягко рисовать, получается широкая фактурная линия. В руке их держат так же, как и обычные карандаши. Для рисования ребёнок часто использует фломастеры. Рисовать ими легче, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут. Глина – основной материал при обучении лепки. И, прежде всего потому, что дает возможность увидеть целостность формы предмета. Глина – природный пластичный материал. Добывают её в разных регионах России. По цвету, она может быть желтовата – коричневой, красноватой, серовато – белой, зеленовато – голубой, бурой. Заготовить глину можно летом. Хранят ее в ведре: на дно наливают немного воды, сверху закрывают клеенкой, целлофановой пленкой или плотной тканью. Готовность глины к работе можно проверить следующим образом: раскатать жгут и согнуть в кольцо. Если при этом она не трескается и не прилипает к рукам, можно приступать к лепке. Пластилин – наиболее распространенный пластический материал. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Пластилин выпускает в баночках по 6, 12, кусочков. По сравнению с глиной он обладает меньшими пластическими возможностями – требует предварительного согревания, а в сильно разогретом состоянии теряет свою пластичность, прилипает к рукам. Однако сейчас в магазинах можно приобрести пластилин или пластическую массу без этих недостатков. В процессе лепки для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заострённым концом и широким основанием. Обычно она бывает в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания глины или пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания различных фигур. Как правильно подготовить рабочее место. Итак, вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельностью материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования и лепки. Комната должна иметь хорошее естественное освещение; если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение. Помните: свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша. Постелите на стол клеёнку, наденьте на ребёнка специальный халат или фартук. Посадите малыша за стол так, чтобы ему удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом. На первых занятиях рисованием предложите малышу только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух – трёх цветов ( например, красную, жёлтую или зелёную ). Не открывайте баночки. Когда ребёнок выберет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет пальчиком взять краску, не останавливайте его, путь экспериментирует. Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след. А теперь можете показать, как надо рисовать кисточкой. Когда появятся первые линии, штрихи, пятна, спросите: « Что это такое? Что у тебя получилось?». Пофантазируйте вместе с ним, ищите сходство с уже знакомыми предметами, персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисование не должен длиться дольше 20-25 минут. В конце занятия обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи. Как оформить детские рисунки. Вместе с ребёнком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из белой плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, наложите её на рисунок. Такая рамка называется паспарту. Можно также аккуратно обрезанные рисунки наклеить на плотный, больший по размеру лист бумаги, цвет которого вы подберёте сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. Повесьте «картину» так, чтобы ребёнок мог в любое время подойти и рассмотреть её. Кроме того, постарайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папок с рисунками. Для занятий лепкой хорошо иметь специальные пластиковые подкладки размером 15- 20см или 20-30см. Сначала предложите малышу небольшой кусок глины или пластилина, он с интересом будет го рассматривать, трогать, мять, отщипывать кусочки. Покажите, как можно раскатать кусочек и получить «колбаску», а соединив её концы – «баранку». Из другого кусочка можно скатать шарик, мячик, а если сплющить, получится «пряник», «блинчик», «печенье». Выделите специальное место и работ по лепке, чтобы малыш мог сам расставлять вылепленные им фигурки или составлять вместе с вами простые композиции: «курочка пьёт воду из блюдца»; «неваляшки водят хоровод»; «снеговики ждут детей» и т.д. Хорошо, если ребёнок будет играть с ними, как с игрушками. Когда у вас наберётся достаточное количество рисунков и вылепленных узнаваемых форм, можно организовать выставку, на которую вы пригласите всех членов семьи. Малышу будет приятно, ведь это первая его выставка. 26 января 2015 в 17:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.